Если Вы стоите перед выбором купить лодочный мотор для своей лодки, то эта статья будет для Вас очень кстати. Сегодня мы поговорим о преимуществах и недостатках двухтактных и четырёхтактных лодочных моторов. Будем считать, что с выбором мощности для своего мотора Вы уже определились. Итак, начнём!
Рассмотрим двухтактный мотор. Рабочий цикл происходит за каждый оборот коленвала. Один оборот - одна вспышка в камере сгорания. За счёт этого, с того же объёма в двухтактном моторе можно снять больше мощности, чем в четырёхтактном. Поршень при этом двигаясь вверх-вниз выполняет роль газораспределительного механизма, попеременно открывая впускные и выпускные окна. В итоге у двухтактника количество деталей заметно меньше, отсутствует распределительный вал и механизм его привода, а также клапана газораспределения.
Блок цилиндров, простейший карбюратор, такая же простая система зажигания и запуска мотора. Он прост и понятен и поэтому часто такие моторы комплектуются набором для ремонта в полевых условиях. Кроме этого в двухтактных моторах отсутствует система принудительной смазки, включая масляный насос и масляный фильтр. Как Вы понимаете, всё это значительно облегчает сам мотор и соответственно сам агрегат получается с приемлемым для переноски весом, что для многих служит решающим фактором выбора. Также стоит отметить что двухтактники можно перевозить в абсолютно любом положении.
С плюсами наверное всё. Для объективности рассмотрим минусы.
- Во-первых для работы двухтактнику нужна бензо-маслянная смесь, в среднем придётся покупать 1 литр масла на 50 литров бензина.
- Во-вторых, у двухтактных моторов едкий и дымный выхлоп.
- В-третьих двухтактник намного шумнее своего четырёхтактного собрата.
- В-четвёртых расход топлива у двухтактника прилично больше, приблизительно на 30%.
Рассмотрим теперь четырёхтактные моторы Parsun, ведь с каждым годом они набирают популярность и их всё чаще можно встретить на наших водоёмах.
В первую очередь надо отметить, что четырёхтактный мотор устроен сложнее, ведь в нём уже есть распредвал, клапана и замкнутая система смазки. Работает такой мотор по полному циклу хода, то есть на один рабочий ход поршня приходится три вспомогательных. Такой принцип сгорания смеси более эффективен и поэтому четырёхтактные лодочные моторы более экономичны и это основной их плюс.
Немаловажно, что в такой мотор не нужно подмешивать масло и это тоже сказывается на экономии средств. Для него достаточно одной замены масла на весь сезон. Также большой плюс данного типа мотором это устойчивая, тихая работа на малых оборотах, поэтому их очень удобно использовать на троллинге. Выхлоп у такого мотора бездымный и он наносит меньше вреда окружающей среде, что подтверждено многими испытаниями и тестами.
В целом данные моторы обладают более высоким ресурсом, это актуально, например, если мотор используется в коммерческих целях. Ещё можно сказать, что новые модели четырёхтактников имеют электронный впрыск топлива, что делает их работу ещё более эффективной, хотя это и усложняет мотор в целом.
Если говорить о известных недостатках, то это:
- больший вес, в сравнении с двухтактным аналогичной мощности;
- необходимость регулярной замены масла и фильтров;
- неудобства перевозки связанные с наличием масла в картере двигателя.
Итак, подводя итог, посмотрим на картинку:
Вам осталось взвесить все за и против, оценить бюджет покупки и расходы на обслуживание. Выбор за Вами!